Урок 1. Лингвотерапия и эмоциональная грамотность.
Bonjour! Hello! Buongiorno! Здравствуйте!

Мы начинаем первый урок. И здесь важно понять контекст, в котором далее мы будем слушать песни о чувствах на трёх языках (уроки 2, 3, 4).

Сначала я приглашаю Вас заглянуть внутрь себя, чтобы осознать своё состояние, из которого Вы будете в дальнейшем слушать песни. Урок получился большой, так как я попыталась вместить в него мои самые полезные открытия за последнее время, которыми мне важно поделиться с моими студентами! Чем больше Вы вынесите из этого подготовительного урока, тем более эффективным и продуктивным станет для Вас весь онлайн-курс!

Обязательно заведите тетрадь или альбом для конспектов, это будет Ваш творческий и эмоциональный дневник! В конце курса Вы сможете перечитать его, это поможет лучше осознать результат Вашей работы на онлайн-курсе!

В уроке есть задания, Вы можете их выполнять по ходу чтения, либо после в удобное время - за один или за несколько раз.

1. ЛИНГВОТЕРАПИЯ

В вводном уроке я уже ввела термин "лингвотерапия". Причём это слово, равно как и "лингвокоуч" пришло ко мне сначала интуитивно, даже мелькнула мысль, что я сама их придумала))) А потом я уже нашла много информации на эту тему в открытых источниках.

А у Вас бывает такое, что Вы сначала сами придумали, а потом обнаружили, что это уже существует? Между прочим, примерно так одновременно изобрели радио Попов в России и Маркони в Италии, друг о друге они ещё не знали!

Лингвотерапия определяется, как лечение словом, и шире, духовное развитие человека под воздействием языка - родного или иностранного.

Есть такая пословица: "Сколько языков Вы знаете, столько жизней и проживаете."
По сути, когда мы овладеваем новой системой языка, мы не только погружаемся в новый менталитет и культуру, но и обнаруживаем новое в себе. Через иностранный язык приходит понимание себя. И мы получаем шанс заново создать свой образ и свою личность. Это очень любопытно, так как наши разные друзья из разных стран могут знать нас совсем с другой стороны. То есть на разных языках мы открываем в себе разные грани.
Поэтому на моём экспериментальном онлайн-курсе Вы утраиваете возможность познать себя, так как мы будем работать параллельно с тремя иностранными языками!

Задание:

Составьте список 3-5 Ваших любимых слов на русском и на иностранном языке, если Вы им владеете.


Дополнительное задание по желанию:

✅ Посмотрите на картину Андрея Филиппова ниже и запишите свои ассоциации.
Вот наводящие вопросы:
Кто эти люди?
Где они находятся?
Что они делают?
Они молчат или говорят?

Если Вы чувствуете, что они говорят, то запишите в Вашу тетрадь или дневник их диалог. По желанию и возможности это может быть литературное произведение - поэзия или проза. Если захотите, Вы сможете поделиться им на нашей встрече в конце курса.

Затем вернитесь к Вашим записям через 1-2 дня, после следующего урока с песнями. И, возможно, Вы увидите ключ к Вашим взаимоотношениям и чувствам к Вашему партнёру.


Для иллюстрации онлайн-курса использованы картины Андрея Филиппова. Посетить выставку на сайте
2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

К счастью, в последние годы знания об эмоциональной грамотности широко распространяются в России.
Однако, в основном, по частной инициативе передовых психологов. Например, я прошла марафоны и тренинги Екатерины Кес, Карины Рихтере, Александры Демидовой и Валентины Бондаревой. И премного благодарна таким профессионалам, которые помогают внедрить психологию в повседневную жизнь, что несомненно улучшает её качество!

Я мечтаю, когда обучение эмоциям войдёт в программу общественного образования, начиная с детского сада! А пока мамы благодаря тренингам сами вводят обучение эмоциональной грамотности в свою семью. На моём опыте могу сказать, что этому учится не только ребёнок, но и все члены семьи!

Термин эмоциональная грамотность был введён и впервые опубликован в 1979 году известным психологом Клодом Штайнером (Claude Steiner, 6.01.1935, Париж), автором Транзактного Анализа. Валентина Бондарева, у которой я прошла полугодовой коучинг, училась лично у Клода Штайнера и его последователей в Англии и привнесла этот метод в Россию, защитив кандидатскую диссертацию по образовательной психологии.

Если коротко, эмоциональная грамотность — это эмоциональный интеллект, находящийся в сердце.
Другое определение:
Эмоциональная грамотность – это способность человека воспринимать эмоции, оценивать, понимать эмоции и эмоциональные знания, а также управлять эмоциями, способствуя своему эмоциональному и интеллектуальному росту.

"Обучение эмоциональной грамотности сосредоточено на любви (и это, на мой взгляд, очень по-христиански!) и состоит из пяти основных навыков:

1. Знание собственных чувств
Знаете ли вы свои истинные чувства? Многие люди не умеют определять те чувства, которые они испытывают, и даже назвать их, не могут назвать причину, почему чувства появились, или на сколько они сильны. Если вы не может определить эмоции, которые вы испытываете, их силу и последствия от них, вы не можете сказать, в какой степени эти чувства влияют на вас и окружающих вас людей.

2. Умение искренне сочувствовать (эмпатия)
Вам знакомы чувства других людей? Вы понимаете, почему люди испытывают те или иные чувства? Большинство людей имеют очень поверхностное представление о чувствах других людей. Когда мы сочувствуем другим, мы интуитивно чувствуем, что это за чувства, насколько они сильны, и что их вызвало.

3. Умение управлять своими эмоциями
Вы контролируете свои эмоции? Знаний о наших и чужих эмоциях недостаточно, чтобы стать эмоционально грамотным. Мы должны знать, когда и как выражение эмоций или их отсутствие влияет на других людей. Мы должны научиться закреплять свои положительные эмоции, например, надежду, любовь, радость. Да, да, нам часто не разрешено испытывать именно положительные чувства, и нам приходится этому учиться иногда заново. Мы должны также знать и как выражать негативные эмоции, такие, как гнев или страх, чтобы никому не навредить при этом, но и извлечь пользу из ситуации, или, наоборот, отложить решение проблемы на другое время.

4. Возмещение эмоционального ущерба
Вы знаете, как лучше извиниться и загладить свою вину? Ведь все мы люди, мы не совершенны, и мы можем совершать ошибки, мы можем спровоцировать не очень хорошие чувства у других, но не так уж часто мы исправляем эти ошибки. Мы должны научиться признавать, что мы поступили неправильно, и исправлять свои ошибки. Это очень не просто для нас, ведь тогда нам нужно признать свою ответственность за случившееся, попросить прощения и загладить свою вину. Это очень нелегко, но если мы будем избегать этого, эти ошибки совсем отравят наши отношения с людьми.

5. Объединение всех навыков.
В итоге, если вы приобретаете достаточно навыков, то развиваете способность, которую Клод Штайнер назвал — эмоциональной интерактивностью. Это значит, что вы сможете настроиться на чувства окружающих вас людей, понимая их эмоциональное состояние и зная, как эффективно взаимодействовать с ними."

Источник: сайт © Самопознание.ру. Автор Н.А. Галанова. Полный текст статьи

Эти 5 навыков хорошо показаны на слайде Валентины Бондаревой и иначе сформулированы, публикую с её разрешения.


3. КОЛЕСО ЭМОЦИЙ

Для понимания собственных чувств (1й этап эмоциональной грамотности) помогают их названия. И тут мы имеем дело с языком.
Я давно заметила, что на родном языке некоторые слова и понятия попадают в так называемую "слепую зону". То есть мы настолько привыкли слышать это по-русски, что не замечаем, что это говорит о чём-то очень важном для нас.
Зато, когда мы пытаемся сформулировать описание ситуации на иностранном языке, то нам приходится переводить именно мысли, иначе простой набор слов будет не понятен. И тут мы обнаруживаем что-то новое, чего раньше не замечали. И это напрямую связано с лингвотерапией, с которой я начала этот урок.

Я предлагаю Вам изучить свои эмоции - какие Вы испытываете сейчас или испытывали в последнее время?

Для этой цели рекомендую визуализацию эмоционального спектра человека в виде колеса эмоций, предложенную в 1980 году американским психологом Робертом Плутчиком.

"Спектр изображен в виде 8-лепесткового цветка правильной формы, дополнительно поделенного на три сектора.

В центре расположены эмоции в крайнем проявлении (аффекты), средний круг — базовые чувства, внешний — более сложные.
На объёмном изображении сверху получается внутренний интенсивный круг насыщенных цветов, а внизу - менее яркие цвета и менее интенсивные эмоции

Чем дальше от центра — тем ниже интенсивность проявляемого чувства (перечисление от центра к внешнему сектору):

  1. Восторг — радость — безмятежность.
  2. Восхищение — доверие — принятие.
  3. Ужас — страх — тревога.
  4. Изумление — удивление — возбуждение.
  5. Горе — грусть — печаль.
  6. Отвращение — неудовольствие — скука.
  7. Гнев — злость — досада.
  8. Настороженность — ожидание — интерес
Таким образом, все эмоции — производные от базового спектра (возможные комбинации), а каждое базовое чувство имеет свой антипод — противоположность."

Источник: Сайт https://psyholic.ru Автор Тришкина С.Н. Полный текст статьи

Задание:

✅ Посмотрите на изображение колеса эмоций, можете переписать названия себе в тетрадь или дневник.
✅ А затем ответьте на вопросы, которые помогут Вам осознать свои эмоции:

1. Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?

✅ Вернитесь к списку 3-5 слов из 1 главы, произнесите или пропойте их и зафиксируйте, какие эмоции у Вас возникают.

Дополнительное задание по желанию:

✅ Упражнения «Тренинг для эмоций».

Эмоциональная арифметика.

Гнев + Предвкушение = ЗАПАЛ
Предвкушение + Радость = ОПТИМИЗМ
Отвращение + Гнев = НЕГОДОВАНИЕ
Страх + Удивление = СМЯТЕНИЕ
Радость + Доверие = ЛЮБОВЬ
Печаль + Отвращение = ПРЕЗРЕНИЕ
Удивление + Печаль = ДОСАДА
Доверие + Страх = ПОКОРНОСТЬ
Гнев + Радость = ТРИУМФ
Предвкушение + Доверие = НАДЕЖДА
Отвращение + Предвкушение = ЦИНИЗМ
Страх + Печаль = ОТЧАЯНИЕ
Радость + Страх = РИСК
Печаль + Гнев = ЗАВИСТЬ
Удивление + Отвращение = ШОК
Доверие + Удивление = ЛЮБОПЫТСТВО
Гнев + Доверие = ДОМИНИРОВАНИЕ
Предвкушение + Страх = ТРЕВОГА
Отвращение + Радость = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА
Страх + Отвращение = ВИНА
Удивление + Гнев = ВОЗМУЩЕНИЕ
Доверие + Печаль = СОЧУВСТВИЕ
Радость + Удивление = ВОСТОРГ
Печаль + Предвкушение = ПЕССИМИЗМ
Эмоциональный ноль = ПОКОЙ

Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.


1. Внимательно просмотрите на таблицу. Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?


2. Повторите это же упражнение в паре или в группе (по возможности). Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.


3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице. Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще?

Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал австро-английский философ Людвиг Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

Источник: © Наша Психология, Автор Андрей Беспалов. Полный текст статьи


4. ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ТОНОВ

Мы детально рассмотрели эмоции и попробовали с ними поработать. При этом важно понимать, что эмоции практически мимолетны: радость сменяет спокойствие, удивление – заканчивается смехом, и сменяющиеся эмоциональные волны на наше настроение в целом не сильно влияют. Настроение человека определяет его эмоциональный тон.

"Эмоциональный тон - привычное внутреннее состояние человека, которое определяет его основной настрой по жизни.

Так, например, в музыке, есть разные тональности – мажорные и минорные. В каждой тональности можно сыграть самые разные ноты, но общий настрой произведения будет зависеть от тональности: если мажорные – это будет бодрая и радостная музыка, а если тональность минорная, то, что бы музыкант не играл, вы услышите щемяще-грустную или тревожную мелодию. Если у человека привычный высокий эмоциональный тон – его частые эмоции радость, интерес, довольство собой и жизнью – все то, что мы привыкли понимать под словами «хорошее настроение». Привычка к низкому эмоциональному тону влечет за собой менее приятный список – страх, злость, скука, тоска. Есть люди высокотонные, есть низкотонные."

Источник: сайт www.psychologos.ru Автор не указан. Полный текст статьи

Ещё один инструмент, который я хочу Вам предложить - шкала эмоциональных тонов.

Понятие «шкала тонов» было введено в 50-х годах прошлого века американским писателем и философом Рональдом Хаббардом для определения эмоционального состояния человека и позволяет определить степень насыщенности человеческого организма энергией жизни. Эта шкала характеризует состояние человека в разные жизненные периоды. Ее принято изображать в цифрах от 0.1 до 4,0. Человек, находящийся высоко по шкале тонов, оптимально ведет себя в окружающей обстановке и хорошо себя чувствует. Человек, положение которого невысоко по шкале эмоциональных тонов, неспособен к рациональным действиям, имеет плохое самочувствие.

Источник: Рон Хаббард «Самоанализ»,Рут Миншулл «Как выбирать своих людей»
Журнал «Колесо жизни»№11 (53) Читать статью

5. ИТОГИ УРОКА

Итак, в этом уроке мы изучили всё, что пригодится нам для дальнейшей работы с песнями и осознанием, какие чувства и эмоции они у Вас вызовут.
Это лингвотерапия и внимание к языку и открытиям внутри Вас. Эмоциональная грамотность поможет Вам освоить 1й этап - осознание своих эмоций и чувств, что ведёт к управлению собой (2й этап) и самомотивации (3й этап). Затем благодаря песням мы будем тренироваться в понимании других (4й этап), что в идеале приведёт к позитивному влиянию на других и улучшению или коррекции Ваших взаимоотношений с окружающими. А это - залог счастливой жизни!
Такие инструменты, как колесо эмоций и шкала эмоциональных тонов помогут Вам на практике овладеть эмоциональной грамотностью.
А в качестве тренировки я дала Вам разнообразные творческие упражнения. И здесь мы также имеем дело с арт-терапией.
Теперь Вы максимально продуктивно сможете приступить к песням в следующих уроках!

Задание:

✅ Зафиксируйте в Вашем дневнике Ваши результаты от этого урока по шкале от 0 до 10 (0 - никакого результата, 10 - максимальный результат) и объясните почему.

Дополнительное задание по желанию:

✅ Нарисуйте свои эмоции и чувства от этого урока - в любой технике, которая Вам нравится. Это могут быть просто цветовые пятна, либо композиция с предметами или фигурами.
Затем отложите рисунок на 1-2 дня.
Через 1-2 дня составьте палитру для 6-9 разных эмоций, какие придут Вам в голову. Напишите название эмоции, а под ней цветовое пятно - цвет или смешайте свой собственный тон.

После этого возьмите Ваш первый рисунок, посмотрите, какие цвета из Вашей палитры там есть, прочитайте, какую эмоцию Вы записали, поразмышляйте над значением этого рисунка для Вас в данный момент. Зафиксируйте Ваши результаты в Ваш дневник.