Александр Гроссер
К 130-летию со дня рождения



Одесса, 23 мая 1893 -
Ташкент, 14 апреля 1971


Проект памяти художника

История семьи через рисунки
Для начала хочу рассказать, как я искала информацию о прадедах по отцовской линии. Первый проект памяти отца художника Андрея Филиппова я организовала в 2005 году к годовщине скоропостижной смерти (папа умер в 46 лет), с его творчеством можно познакомиться на моём сайте.
Затем я заинтересовалась художниками дедами отца по материнской линии. Так как точкой А было знание только имени, фамилии и профессии моих прадедов, всё остальное предстояло найти самой, периодически поиски напоминали детективный роман.

В 2007 году я посвятила магистерское исследование по истории искусств в ЕУСПб книжной графике Бориса Гроссера, организовала его выставку в Москве и выступила на 5 международных конференциях с докладом.

Одна из статей была опубликована в сборнике "Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья : [материалы Международной научной конференции "Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья: проблемы, открытия, перспективы исследований", Санкт-Петербург, 18-20 сентября 2007 г / редкол.: О.Л. Лейкинд (отв. ред.) и др.]. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2008. Этот текст есть в свободном доступе и его можно почитать по ссылке.

О Борисе Гроссере мне удалось найти много информации из книг, журналов, опубликованных в Париже с 1921 по 1970е годы, а также из личного общения с коллекционерами Франции, Голландии, Украины. Но о его родном брате и моём родном прадеде Александре я практически ничего не знала.

За последние годы в Интернете появились новые архивные сведения. Так, пару лет назад на сайте жертв политических репрессий я случайно нашла Александра Гроссера и узнала такую информацию:

Гроссер Александр Альбертович (1893)

  • Дата рождения: 1893 г.
  • Место рождения: г. Одесса
  • Пол: мужчина
  • Национальность: еврей
  • Образование: реальное училище
  • Профессия / место работы: газета "Красное знамя", художник
  • Место проживания: г. Ленинград, ул. Коломенская, д.10, кв. 6
  • Партийность: б/п
  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 14 июня 1927 г.
  • Осуждение: 14 октября 1927 г.
  • Осудивший орган: Коллегия ОГПУ
  • Статья: 17-58-4, 58-9
  • Приговор: высылка на 3 года
  • Дата реабилитации: 14 августа 2002 г.
  • Основания реабилитации: за отсутствием состава преступления

Такие новые знания (о которых никто в семье не знал!) стали важной вехой в исследовании семьи. Я отправила запрос в архив ФСБ, причём теперь это можно сделать через сайт Госуслуги, не выходя из дома (настоящая фантастика для поколения наших дедов). В течение месяца я получила ответ по почте - копия дела в почти 40 страниц. Затем я наладила контакт с дочерью Александра Гроссера от второго брака, Ириной Александровной. Ей 84 года, она живёт в Ташкенте, где после 3 лет ссылки с 1927 по 1930 годы Александр жил со второй семьёй с 1931 до смерти в 1971 году. Ирина Александровна подсказала мне ценную информацию - точные даты жизни и название журнала "Муштум" и газеты "Красный Узбекистан", для которых Александр Гроссер делал рисунки.
Параллельно я занималась генеалогией и открыла для себя психогенеалогию. И начала отмечать, в какой момент мне открываются те или иные знания, и как это соотносится с моей личной жизнью. Я была крайне удивлена, когда обнаружила взаимосвязи с жизнью прадедов и прабабушек!

В прошлом году я переехала из Приморского района Санкт-Петербурга в Московский район рядом с метро Парк Победы. Благодаря этому я пешком отправилась в новое здание Российской Национальной Библиотеки и в тот же день получила на руки журналы Муштум и нашла около 30 иллюстраций Александра Гроссера! В результате, с февраля по май я регулярно работала в РНБ. Родственница из Москвы прислала мне портрет мамы Киры Потаповой, племянницы Александра его работы. Я установила его подпись А.Гросс и подтвердила свои предположения относительно рисунков в журналах. Далее заказала газеты "Красный Узбекистан" и нашла ещё там чёрно-белые рисунки. Кстати, запросила газету "Красное знамя" в отделе газет на наб. Фонтанки, такой не оказалось, мне ответили, что скорее это была стенгазета на предприятии, которая выпускалась маленьким тиражом, поэтому не попала в фонды РНБ.
В общем, с этой историей я пришла к заведующей Отдела Национальной Литературы РНБ и к большой радости получила согласие на выставку к 130-летию со дня рождения Александра Гроссера. Приглашаю Вас с 25 мая по 30 июня! Подробнее на сайте.
Александр Альбертович Гроссер родился в Одессе 23 мая 1893 года. Младший брат художника-графика Бориса Гроссера (Одесса, 1889 - Монруж, 1982) и племянник издателя Владимира Полякова, а также дед художника Андрея Филиппова и прадед основателя онлайн-школы ЛингвоМуза Татьяны Анисимовой.

Сведения о старшем брате Борисе указаны в книге записи рождений Одесского раввината. Я уверена, что там же содержится информация и об Александре, и о всей семье. Родители — помощник аптекаря Абель Гроссер и Мария Гроссер, урожденная Полякова. Мария Абрамовна была домохозяйкой, растила трех детей:
у Александра и Бориса Гроссера была сестра Ада (сохранился её портрет работы Бориса Гроссера 1920 года, а также фотографии в семейном альбоме).

Абель (Альберт Семенович) переехал в Санкт-Петербург приблизительно в 1910-е годы, он устроился управляющим домом архитектора Ф.Ф. Лумберга по адресу Коломенская улица, 10, где и поселилась семья Гроссеров. В статье "Коломенская улица" в "Энциклопедии Санкт-Петербург" уточняется, что дом 10, собственный дом архитектора Ф.Ф. Лумберга, — построен в 1911 году по его проекту. В Петербурге Альберт Семенович вел также издательскую деятельность совместно с Владимиром Поляковым, родным братом Марии Гроссер. Как указано в справочнике "Весь Петроград" за 1917 год, В.А. Поляков являлся издателем газеты "Современное слово" и директором правления "Российского акционерного общества объявлений". Александр Гроссер тоже занимался издательской деятельностью и изобразительным искусством. Талант художника унаследовал и его внук, мой отец Андрей Филиппов (1958-2004, СПб), архив его сайта можно посмотреть по ссылке. В семейном архиве сохранились ценные фотопортреты семьи конца 19 -начала и середины 20 веков.

Подробная информация о семье и старшем брате Борисе Гроссере описана мной в статьях, опубликованных в 2006-2008 годах в рамках работы над магистерской диссертацией. Об Александре Гроссере я знаю только из Дела, полученного мной из архива ФСБ. Он окончил реальное училище в Одессе, как и Борис. Затем семья переехала в Санкт-Петербург. Вероятно, по стопам старшего брата Александр также учился в Школе Общества Поощрения Художников. Кстати, удивительно, но и мой папа там учился в 1970е годы, когда это учебное заведение переехало и носило имя Серова! И не знал про место обучения дедов. В Деле интересно описывается жизнь Александра после Революции. В частности, в рукописи понятно, что арестовали и "пришили" 58 статью в связи с отъездом Владимира Полякова во Францию, которому он якобы помог оформить документы. А в печатном тексте по последнему закону все фамилии вымараны. Между тем, в Монруже Бориса Гроссера хоронил сын Владимира Леон Поляков, который наверное не знал о 3 годах ссылки Александра...

После ссылки с 1931 по 1971 годы Александр со второй семьёй жил в Ташкенте. И в 1960е годы приезжал в Ленинград и Москву в гости к сестре Аде, двоюродным сестрам Рае и Наде. Также приезжала в гости его дочь Ирина. И даже Марина пыталась с ней познакомиться, но для неё было шоком узнать о сводной сестре и она отказалась от общения. И теперь, 60 лет спустя я смогла восстановить эту связь...

Бывает так, что отсутствие оказывается сильнее присутствия... Я счастлива, что мне удаётся найти ниточки и воссоединить потерянные, либо забытые связи. Счастливое настоящее и будущее может быть только на крепком фундаменте прошлого, которое мы хотим знать и которое мы принимаем со всей его болью, трагедиями и обстоятельствами жизни. Светлой памяти художников моей семьи и их близких!

Татьяна Анисимова (урождённая Филиппова)
Куратор проектов памяти прадедов Александра и Бориса Гроссер и отца Андрея Филиппова
Эта фотография прадеда и прабабушки попала в мой альбом в начале 1990х годов после смерти двоюродной сестры прадеда, тёти Раи. Моя бабушка Марина Александровна впервые увидела фото своих родителей вместе в моём альбоме и у неё были такие сильные эмоции, что я почувствовала какую-то боль, невыраженную словами. Бабушка ничего не рассказывала о своём отце, так как её мама ей говорила о нём только то, что он умер на войне.

Уже после смерти бабушки Марины я узнала от пожилой родственницы тёти Нади в Москве о трагическом разрыве между Бертой и Александром, в результате которого он жил со второй семьёй в Ташкенте. И, оказывается, бабушка Марина уже взрослая с моим папой на руках виделась с отцом, но никогда об этом не рассказывала... Но после известия о ссылке Александра моё представление о трагическом расставании пошатнулось. А что, если Берта не захотела уезжать из Ленинграда вместе с ссыльным? Или отношения уже иссякли, и она решилась родить ребёнка, понимая, что будет матерью-одиночкой? Много вопросов, не знаю ответов, остаётся только писать роман и предположить, как это могло быть...

Так или иначе, рождение моей бабушки Марины Александровны урождённой Гроссер 5 апреля 1931 года представляется мне чудом! А ведь от неё родились трое детей, 4 внуков и 5 правнуков! В 1931 году Александр женился на Марие и уехал в Ташкент, в 1939 году у них родилась дочь Ирина, но у неё детей нет.
Когда и при каких обстоятельствах Александр виделся с Бертой, вероятно, в ссылке, я не знаю. Между тем, эта фотография 1928 года относится к периоду ссылки, но ещё задолго до рождения Марины. Насколько я поняла, Берта не сказала Александру, что беременна, а возможно, и сама этого не знала... И похоже на то, что он узнал о дочери Марине уже в возрасте в ту самую встречу в начале 1960 годов... Представляете, ребёнку с детства говорили, что папа умер и вот, он воскрес... А папа видит взрослую красивую женщину с малышом, такую красивую, что начинает с ней флиртовать и вдруг узнаёт, что это его дочь...

Позже, когда я занялась психогенеалогией (и даже посвятила этой теме отдельный вебинар), я с удивлением обнаружила сходство своего мужа с Александром на этой фотографии и даже наша 7-летняя дочь это подтвердила. Так, я убедилась, что их история напрямую воздействует на мою жизнь, и мне непременно надо разгадать эту семейную тайну, чтобы закрыть долги предков и жить свою уникальную жизнь. Поэтому история семьи для меня не мёртвое прошлое, а живая ткань, которая пульсирует и может усилить меня, если я её знаю.