Андрей Валентинович Филиппов родился в Ленинграде 24 апреля 1958 года.
Внук художников-графиков, братьев
Александра (1893, Одесса-1971, Ташкент) и
Бориса Гроссер (1889, Одесса-1982, Монруж), Андрей с детства хочет заниматься изобразительным искусством. В 9 лет он сам записывается во Дворец пионеров, где в то время уже преподавал
В. К. Кагарлицкий (1939-1993), в будущем известный художник, член неформального объединения
«Эрмитаж». В дальнейшем,
будучи студентом ЛХУ им. В. А. Серова, Андрей
продолжает поддерживать связь с учителем. Он приносит в мастерскую Кагарлицкого свои работы, в частности, копии старых мастеров.
Одну из таких аналитических копий – с эрмитажной картины Рембрандта
«Женщина, примеряющая серьги» – особо отметил
С. М. Даниэль (близкий друг Кагарлицкого, член группы «Эрмитаж», ныне – доктор искусствоведения):
«Это серьезная, основательная работа. Здесь чувствуется « эрмитажная школа». В 1982 году Андрей Филиппов
оканчивает ЛХУ им. В. А. Серова, затем продолжает обучение
в Академии Художеств им. И. Е. Репина, в мастерской А. А. Мыльникова.
Влияние Кагарлицкого определило творческий путь художника, его неприятие догм официального советского искусства, что обусловило участие Андрея Филиппова в конце 80-х годов в таких выставках, как:
«Мужчина и женщина» (1988), «От неофициального искусства к перестройке» (1989).
В 90-е годы Андрей Филиппов активно участвует в художественной жизни, в частности, за рубежом.
Выставляется в Швеции, совершает творческую поездку в Португалию, представляет русских художников на фестивале «Белые ночи» в Венеции в 1991 году. Его картины приобретают
коллекционеры Англии, Германии, Израиля, Италии, России, Франции, Швеции. Отечественный собиратель
В. С. Самсонов (1939-2001) представляет работы художника на выставках современного искусства из своей коллекции.
В 1995 году,
в память об учителе Кагарлицком его ученики Андрей Филиппов, Андрей Симонов, Дорин Павел и Владислав Наумчик объединяются в группу «Четыре стихии». Идею этого художественного объединения живописцы определяют как
«противостояние профессиональному и духовному произволу в живописи, поиск способов обуздания и подчинения случайного в своем творчестве не при помощи каких-то идеологических манифестов, а исключительно пластическими методами. Такое понимание своих задач заставляет в первую очередь заниматься проблемами композиции, формы, цвета и их взаимосвязей» (Каталог «Четыре стихии», СПб, 1995).
Последняя прижизненная выставка Андрея Филиппова состоялась в ноябре 2003 года в Мэрии Версаля, в рамках франко-русского фестиваля «Версаль – Санкт-Петербург». В ноябре
2004 года
художник безвременно ушел из жизни.
В творчестве Андрея Филиппова
основное внимание уделено цвету, тесно связанному с пластической формой. Сдержанный колорит гармонично сочетается здесь
с тонко разработанной фактурой. Рассматривая работы художника, Даниэль вспоминает
слова Поля Валери:
«Чем стала любовь для повествователей и поэтов, тем была нагота для художников формы... так – от идеального тела до самых реальных обнаженных фигур – художники обрели в наготе мотив, свой по преимуществу». Тяготение к этому мотиву, общераспространенному и бесконечно сложному, конечно же, не случайно. Живопись Андрея Филиппова производит впечатление самоуглубленного занятия; универсальное здесь явно берет верх над актуальным. В пластическом отношении очень интересна тема «перевертыша», разработка циклического движения формы в границах холста». Наиболее ярким примером такой «цикличности» является
картина «Круговорот» (1994). Ощущение движения, устремленного в бесконечность, в этой работе достигается взаимным «раскручиванием» человека и лошадей, замыкающих его в круге.
Возможно, ключ к пониманию творчества кроется в словах самого художника:
… В меня глядят
Уснувшие созданья
Я – отражатель их бессловных нот...
Из статьи к каталогу 2005 года
Татьяна Филиппова (Анисимова), дочь художника
Куратор проекта памяти Андрея Филиппова